Быстрый вход
Совершая авторизацию я подтверждаю, что согласен с условиями использования сайта и даю согласие на обработку введенных мной персональных данных.
Вход в личный кабинет
Неверная почта
В данный момент данный способ авторизации не доступен
Неверный пароль
В данный момент данный способ авторизации не доступен
Совершая авторизацию я подтверждаю, что согласен с условиями использования сайта и даю согласие на обработку введенных мной персональных данных.
Title Error
Title Success
Title Warning
Phone
Code
Share
Не закрыть

Ментор: портрет в юридических тонах


Интервью, 28 Февраля 2017

julia prikhodina

Фотограф: Глеб Токмин

Юлия Приходина, заместитель председателя Правления НП «САПФИР», член Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, финалист премии «Бизнесментор-2014»

В данной статье речь пойдет об отдельных правовых аспектах наставничества в предпринимательстве. Материал может быть полезен как для тех, кто только начинает интересоваться темой менторства, так и для тех, кто уже знаком с этой сферой на практике.


Знатоки греческой мифологии наверняка помнят фигуру Ментора – друга Одиссея. Этот достойный муж вошел в историю, во-многом, благодаря высокой степени доверия, оказанного ему героем. Отправившись на Троянскую войну, тот оставил Ментору на попечение своих жену и сына. Как человек ответственный, в отсутствие Одиссея Ментор усердно занимался воспитанием Телемаха и боролся с женихами Пенелопы. Имя его стало нарицательным, хотя современные реалии слегка отретушировали образ, избавив ментора от необходимости заботиться о семье друга, но оставив за ним функции наставника.

Следует заметить, что сама по себе тема наставничества для России не нова. Вспомним духовных наставников князей и царей, учеников мастеров-ремесленников, или практику стажировок на производстве и в адвокатуре.

Тем не менее, внедрение института менторства на практике обнаружило ряд вопросов, на которые экспертное сообщество попыталось ответить. В 2014 году при Государственном бюджетном учреждении города Москвы «Центр инновационного развития» был создан Экспертный совет по менторству, в который вошли представители ряда организаций, уделяющих внимание вопросам наставничества. Перед экспертами были поставлены задачи по выработке основных понятий менторства, разработке типовых документов, опосредующих отношения «ментор – протеже», систематизации и обобщению наилучшей практики менторства. А по сути, эксперты должны были выработать «правила игры» для тех, кто заинтересован в развитии, продвижении и популяризации института наставников в предпринимательской среде.

 

Понятийный аппарат

Сложности при работе над терминологией были вызваны, прежде всего, отсутствием единого понимания и подхода в отношении природы менторства и основных категорий, используемых в менторских отношениях, смешением понятий «консультант», «коуч», «ментор», «бизнес-тренер», «бизнес-ангел» и т.п., а также особенностями предпринимательской среды и нормативно-правовой регламентации отдельных сфер общественных отношений. Также нельзя было не учитывать несколько негативный оттенок фразеологизма «менторский тон» и не в полной мере соответствующее сути наставничества значение термина «протеже». Кстати, при выборе синонима возникли определенные затруднения. Вначале вместо «протеже» хотели использовать термин «подопечный», однако, эту идею пришлось оставить после изучения Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №24-ФЗ «Об опеке и попечительстве». В итоге, было принято решение оперировать термином «наставляемый».

Итак, экспертами была согласована следующая терминология для использования при наставничестве (менторстве) в предпринимательстве:

Наставничество (менторство) – взаимодействие между наставником (ментором) и наставляемым с целью передачи компетенций (знаний, навыков и опыта) наставником наставляемому на индивидуальной, безвозмездной, системной и добровольной основе для развития бизнеса наставляемого. Порядок и условия взаимодействия между наставником и наставляемым могут устанавливаться соглашением между ними.

Наставник (ментор) – предприниматель или эксперт, соответствующий критериям и требованиям, предъявляемым к наставникам, готовый оказывать менторскую поддержку наставляемому, чтобы помочь последнему развить навыки и приобрести знания для развития бизнеса.

Наставляемый – менее опытный или начинающий предприниматель, обратившийся к наставнику с целью получения менторской поддержки.
Менторская поддержка – компетенции (знания, навыки и опыт) наставника, предоставляемые наставляемому в рамках соглашения между ними для целей развития бизнеса наставляемого, а также достижения показателей, согласованных наставником и наставляемым.

Также эксперты сошлись во мнении, что менторская поддержка не является профессиональным консультированием (оказанием консультационных услуг) по юридическим, финансовым, налоговым, таможенным, трудовым и иным вопросам, и не является образовательными услугами.

 

Функционал

Определиться с функциями наставников тоже оказалось не так просто, поскольку в процессе обсуждения этой сферы деятельности, оказалось, что грань, отделяющая наставников от бизнес-консультантов, лиц, оказывающих образовательные услуги либо услуги коучинга, весьма тонка. Поэтому, перед экспертами стояла задача таким образом обрисовать менторские компетенции, чтобы максимально избежать путаницы и смешения понятий, близких по содержанию.

Итак, наставник, прежде всего:

 ✔ регулярно общается с наставляемым;

 ✔ делится с наставляемым своим опытом, включая успешный и негативный;

 ✔ высказывает объективное, независимое и беспристрастное мнение и комментарии;

 ✔ помогает наставляемому сформировать объективный взгляд на проблему, направляет его в нужное русло и позволяет наставляемому самому принять верное решение и сделать осознанный выбор;

 ✔ не берет на себя ответственность за обеспечение успеха и развитие бизнеса наставляемого.

Высказываемое мнение и комментарии наставника, а также иные действия, осуществляемые им в рамках отношений наставничества, не должны противоречить нормам закона, морали, нравственности, правилам делового оборота и обычаям.

Также предполагается, что взаимодействуя с наставляемым, наставник должен воздерживаться от прямых указаний и советов, как следует поступить в той или иной ситуации и не принимать за наставляемого какие-либо решения.

В свою очередь, наставляемый:

 ✔ не требует и не ожидает от наставника профессиональных консультаций в связи со своим бизнесом;
 ✔ готов делиться с наставником своими сильными сторонами и обсуждать слабые с целью развития своего бизнеса;
 ✔ готов принимать комментарии и поддержку наставника;
 ✔ не злоупотребляет временем наставника, в том числе внеурочными звонками и письмами;
 ✔ самостоятельно, на свой страх и риск, принимает решения в связи с развитием своего бизнеса, не связан мнением и комментариями наставника.

 

Критерии и требования, предъявляемые к наставникам и наставляемым

Не каждый может выполнять функции наставника, точно так же как не всякий способен выступать в роли радивого ученика – в этом эксперты были единодушны. Наставник - не просто высококвалифицированный профессионал, это определенный тип личности, обладающий соответствующими харизмой и авторитетом, пользующийся признанием окружающих. И хоть харизму в числе требований, предъявляемых к ментору, не пропишешь, тем не менее, в ходе обсуждений экспертами был разработан ряд критериев, соответствие которым должно минимально гарантировать эффективность сотрудничества между сторонами. Предполагалось также, что принадлежность наставника к тому или иному авторитетному менторскому сообществу, тоже призвана выступать неким «гарантом качества».

По мнению экспертов, наставник должен, в частности, удовлетворять следующим требованиям:

 ✔ обладать знаниями, навыками и опытом (включая успешный) создания и развития бизнеса, или иметь опыт занятия (не менее определенного количества лет) должностей в органах управления юридических лиц, быть экспертом в своей профессиональной области;
 ✔ обладать высокой профессиональной и личной репутацией;
 ✔ быть готовым делиться своими знаниями, навыками и опытом с наставляемым;
 ✔ быть готовым уделять наставляемому достаточное количество времени, включая встречи.
Наставляемый, в свою очередь, должен:
 ✔ быть готовым взаимодействовать с наставником и получать от него знания, навыки и опыт;
 ✔ быть собственником бизнеса, требующего менторской поддержки.

 

Принципы взаимодействия между наставником и наставляемым

По мнению экспертов, наставничество реализуется при соблюдении следующих основополагающих принципов:

  1. Конфиденциальность: содержание встреч между наставником и наставляемым является конфиденциальным, за исключением случаев, когда информация должна быть раскрыта в соответствии с требованиями закона.
  2. Добровольность: участие в наставничестве должно быть свободным и осознанным выбором (без порока воли) наставника и наставляемого.
  3. Доверие и взаимное уважение: отношения между наставником и наставляемым должны опираться на доверие, уважение и взаимную симпатию.
  4. Отсутствие конфликта интересов: при реализации наставничества должен отсутствовать конфликт интересов. В случае его возникновения должны быть своевременно приняты меры по его урегулированию.
  5. Личное участие: наставник и наставляемый лично выполняют условия соглашения между ними. Передача функций наставника и наставляемого третьим лицам не допускается.
  6. Безвозмездность: согласно концепции, принятой участниками Экспертного совета, менторская поддержка осуществляется на безвозмездной основе.

 

Из любви к искусству

Один из основных вопросов, который вызывал больше всего дискуссий – являются ли отношения между наставником и наставляемым возмездными? Эта проблема диктовала необходимость разобраться в природе отношений «наставник – наставляемый». Среди экспертов господствовали две основных точки зрения. Согласно одной из них – в основе наставничества лежат дружба, симпатия, «химия», неравнодушие одного человека к другому, желание помочь, поддержать и поделиться опытом. Сторонники бесплатной концепции говорили о том, что основная мотивация для наставника – именно сама помощь, общение, осознание того, что он помогает своим опытом нуждающимся в этом людям, и, безусловно, обратная позитивная связь от наставляемых.

Отстаивающие возмездность менторства настаивали на праве ментора на вознаграждение, не важно – в денежной или натуральной форме (в виде доли в бизнесе наставляемого, например), говоря о том, что для ментора подобное вознаграждение носит благодарственно-мотивационный характер. Но тогда отношения начинают принимать либо признаки отношений между коучем (бизнес-консультантом) и клиентом, порождая необходимость наличия соответствующего договора, обуславливающего размер, условия оплаты и качество услуг, а также условия ответственности за их ненадлежащее оказание. Либо, во втором случае, становясь сособственником бизнеса своего протеже, ментор приобретает новый статус, новые права и вместе с ними обязанности, что в значительной степени может влиять на его способность давать объективное, независимое и беспристрастное мнение относительно бизнеса наставляемого.

Эксперты, в итоге, пришли к консенсусу, определив, что наставничество является безвозмездным, и отразив эту концепцию в терминологии (см. выше).


Ответственность наставника

Обозначенная тема вызвала и продолжает вызывать больше всего споров, а порой и возмущения. Даже больше, чем безвозмездность услуг наставника. Мнение многих, с кем мне доводилось общаться по этому вопросу, сводится к следующему – если наставник по-дружески встречается с наставляемым, да еще помочь ему хочет искренне и бесплатно, о какой ответственности может идти речь?! И вообще – это уже скорее ответственность наставляемого – следовать полученной от наставника информации или нет.

А теперь представим ситуацию, при которой наставник, что называется, от всей души и по дружбе, подтолкнул своего наставляемого к совершению действий, в итоге повлекших убытки для бизнеса последнего. Или причинивших ущерб третьим лицам. Или приведших к совершению правонарушения. Как вы думаете, должен наставник нести ответственность в таких случаях? И каковы могут быть превентивные меры, позволяющие минимизировать подобные риски? Многие могут возразить, что подобные ситуации надуманны и притянуты за уши. К слову сказать, эти вопросы в рамках Экспертного совета так и остались дискуссионными.

Однако, следует все же иметь ввиду, что еще в 2006 году Пленум Верховного Суда Российской Федерации своим Постановлением от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства за налоговые преступления» (п. 7 абз. 3) разъяснил следующее: «Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части статьи 33 УК РФ и соответствующей части статьи 199 УК РФ».

 

Конфликт интересов

До определенного момента эта проблема казалась несколько искусственной. Пока на одном мероприятии, посвященном наставничеству, не встал представитель достаточно крупного финансового института и не рассказал следующую историю. При их структуре был создан фонд, который в том числе помогал своим портфельным проектам компетенциями специально отобранных наставников. И вдруг выяснилось, что один из этих менторов, взаимодействуя с проектом, активно затем использует полученные сведения для создания собственного бизнеса, конкурирующего с бизнесом своего протеже.

В результате, эксперты попробовали учесть подобные риски, прописав конфликт интересов в соглашении между наставником и наставляемым. Очень полезными источниками для понимания сути и формулирования понятия «конфликт интересов» оказались соответствующие правовые нормы Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Под «конфликтом интересов» понималась ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) наставника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им функций наставника и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью наставника и правами и законными интересами наставляемого, организации, в которой создано сообщество менторов (далее – Организация), или сообщества менторов, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам наставляемого, Организации или сообщества менторов.

При этом, под личной заинтересованностью понималась возможность получения наставником при исполнении им функций наставника доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для наставника, членов его семьи или лиц, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных или имущественных обязательствах (далее – родственники и иные лица) или иных выгод имущественного и неимущественного характера. Понятием личной заинтересованности охватывалась также возможность извлечения доходов в виде материальной выгоды также для граждан или организаций, с которыми наставник связан финансовыми или иными обязательствами.

К типичным ситуациям, в которых возникновение конфликта интересов являлось наиболее вероятным, относились:

 ✔ злоупотребление статусом наставника в личных целях;
 ✔ выполнение функций наставника в конкурирующих по отношению друг к другу проектах (организациях);
 ✔ владение напрямую или косвенно долями (акциями, паями), либо оказание консультационных услуг, либо работа на основании трудового договора/гражданско-правового договора в хозяйственном обществе (компании), являющейся конкурирующей по отношению к бизнесу наставляемого;
 ✔ ненадлежащее раскрытие, непредставление или представление наставником недостоверной информации, способной оказать влияние на решения, принимаемые наставляемым, Организацией или сообществом менторов;
 ✔ предоставления деловых возможностей другим наставляемым и/или компаниям в ущерб интересам наставляемого в силу личных интересов.

Понятно, что далеко не всегда конфликт интересов лежит на поверхности, и может быть выявлен, предотвращен и эффективно урегулирован. И методы предотвращения конфликта интересов не являются совершенными, поскольку основная роль здесь отводится самому наставнику, которому предлагается уведомить Организацию и сообщество менторов о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Очевидно, что решение уведомлять или не уведомлять зависит от уровня бизнес-этики наставника, его системы ценностей.

 

В заключение

Некоторые сферы достаточно сложно регулировать. Особенно те, в которых речь идет о личных отношениях. Если наставничество произрастает из симпатии, дружбы, искреннего желания помочь, стороны зачастую сами устанавливают правила игры. Другое дело, когда наставничество реализуется в рамках различных программ, институтов – здесь без регламентации и единых, понятных для всех правил, вряд ли удастся обойтись.

Мой личный опыт как в роли наставника, так и в роли наставляемого, говорит о следующем: ключевое для наставника – наличие опыта в соответствующей сфере, и ничто не является более поучительным и запоминающимся, чем опыт ошибок и неудач, а также желание таким опытом честно делиться с окружающими. Для наставляемого же основное – уважение к наставнику и готовность воспринимать информацию.

 

Комментарии

boris tkachenko

Борис Ткаченко, генеральный директор АНО «Международный форум лидеров бизнеса», руководитель программы «Молодежный бизнес России» и генеральный директор ООО «Институт наставничества», обладатель награды «За вклад в развитие бизнес– менторства» в рамках премии «Бизнесментор– 2014», член Экспертного совета по менторству при Государственном бюджетном учреждении города Москвы «Центр инновационного развития» (2014 г.):

«АНО «Международный форум лидеров бизнеса» реализует практики наставничества в предпринимательстве начиная с 2008 года в рамках программы «Молодежный бизнес России» (МБР), которая, изучив зарубежные практики менторства и адаптировав их к нашей реальности, начала системно реализовывать «наставничество в предпринимательстве» как элемент нефинансовой поддержки начинающих предпринимателей в сочетании с другими элементами комплексной поддержки (консультированием, обучением и финансированием) в Воронежской области, а затем и в ряде других регионов России, в том числе в г. Москве в 2013 году.

Опыт развития наставничества в программе МБР и затем развитие этого опыта в проектах по наставничеству для развивающихся и социальных предпринимателей привели к созданию Института наставничества. Наша практика реализации наставничества показала, что хорошо и правильно оно развивается тогда, когда подход к нему системный, а не хаотичный, и когда оно реализуется в проектах, где последовательно соблюдаются все стадии – отбор наставников и наставляемых, обучение и тех и других, сведение в пары по специальной методике, мониторинг работы пар и оценка взаимодействия пар в конце проекта. Кроме того, наставниками в предпринимательстве чаще выступают собственники бизнеса, чем эксперты».

 

nikolay bulatov

Николай Булатов, начальник отдела по работе с ключевыми партнерами ГБУ «Агентство инноваций Москвы», руководитель Программы менторской поддержки Москвы (2014 г.), член Экспертного совета по менторству при Государственном бюджетном учреждении города Москвы «Центр инновационного развития» (2014 г.):

«Говоря о менторстве, нужно разделять два типа этого явления: случаи, когда взаимодействие происходит по дружбе, взаимной инициативе наставника и наставляемого, и случаи предоставления менторской поддержки предпринимателям на базе менторских сообществ и программ. В первом случае взаимодействие развивается естественным образом, каждый из его участников имеет внутреннюю мотивацию, и дополнительная регламентация процесса не требуется, да и зачастую неуместна. Ментором здесь, как правило, выступает знакомый опытный предприниматель или эксперт в какой-либо области, а менторская поддержка либо может ограничиться несколькими важными, определяющими рекомендациями, либо может оказываться регулярно в течение долгого времени.

Если же среди друзей и знакомых начинающего предпринимателя нет человека, который имеет необходимые опыт и компетенции для того, чтобы стать ментором, то на помощь предпринимателю могут придти различные программы поддержки, включающие в себя наставничество.

Для организации эффективного взаимодействия между менторами и протеже в рамках программы наставничества, безусловно, со стороны руководства программы требуется системный подход на каждом этапе. Помимо отбора участников, формирования пар, регламентации взаимодействия, мониторинга его эффективности и других крайне важных организационных моментов, присутствует еще один значимый элемент, которому нужно уделять особое внимание – привлечение менторов и их мотивация. Зачастую эффективным наставником может стать не только состоятельный бизнесмен, уже создавший самостоятельно функционирующий бизнес и имеющий достаточное количество времени для взаимодействия с наставляемыми, но и активно работающий владелец малой или средней компании либо наемный эксперт, для которого время является очень ограниченным ресурсом. Во многих случаях такие люди также имеют высокий уровень социальной ответственности, благодаря чему при обращении к ним в своем перегруженном графике они готовы найти время для однократной встречи с предпринимателем, которому требуется помощь, и безвозмездно поделиться своим опытом. Но для того, чтобы привлечь их к активному участию в работе менторской программы и регулярному взаимодействию с начинающими предпринимателями, необходимо создать дополнительную мотивирующую ценность. К примеру, часто мотивационным элементом выступает возможность войти в сообщество наставников, что позволит расширить круг деловых контактов, найти новых партнеров и клиентов для своего бизнеса среди других менторов. Вариантов может быть много, однако мотивация должна быть заранее продумана руководством менторской программы и понятна приглашаемым в программу наставникам».

images/articles/mentorship/julia-prihkodina-preview.jpg
Последнее по этой теме:
27.04.2017 «МСФО дает возможность посмотреть на бизнес в целом, это ценно!» 25.04.2017 «Грамотное и рациональное управление финансами является одной из основ жизни общества на всех его уровнях» 27.03.2017 «Финансовая грамотность – это знания и навыки, которые помогают сделать жизнь спокойнее, интереснее и приятнее, независимо от уровня дохода»

Спонсоры праздника

Для спонсоров и партнеров