Быстрый вход
Совершая авторизацию я подтверждаю, что согласен с условиями использования сайта и даю согласие на обработку введенных мной персональных данных.
Вход в личный кабинет
Неверная почта
В данный момент данный способ авторизации не доступен
Неверный пароль
В данный момент данный способ авторизации не доступен
Совершая авторизацию я подтверждаю, что согласен с условиями использования сайта и даю согласие на обработку введенных мной персональных данных.
Title Error
Title Success
Title Warning
Phone
Code
Share
Не закрыть

«Идея научить людей делать сбережения стала актуальной для Польши еще до Второй мировой войны»


Интервью, 14 Июня 2016

Сегодня мы представляем нашего зарубежного коллегу - опытного преподавателя экономики и финансов из Польши, разработчика программ экономической и финансовой грамотности для школ и средств массовой информации, соучредителя фонда Think! Foundation for Development of the Knowledge Society, руководителя консалтинговой компании Futuredu (Польша) Марчина Полака (Marcin Polak).

This interview is also avaliable in English via this link

m.polak


Здравствуйте, господин Полак! Мы рады представить Вас аудитории сайта Всероссийского профессионального праздника "День финансиста", и поблагодарить за согласие дать нам интервью.

Добрый день, очень приятно побеседовать с вами.

 

Многие наши коллеги - эксперты по финансовой грамотности знают Вас как участника конференций и заседаний рабочих групп в рамках работы Национальной программы повышения финансовой грамотности граждан Министерства финансов Российской Федерации. Нам интересен Ваш опыт и опыт экспертного сообщества Польши в повышении финансовой грамотности различных слоев населения; в ряду разработанных инициатив в Польше есть инициативы, адресованные библиотекарям, журналистам, судьям и даже священникам. Расскажите, пожалуйста, как давно существуют программы по финансовой грамотности для населения в Польше, и чем обусловлено такое дробление на узкие целевые аудитории?

Финансовое образование в Польше имеет давние традиции. Идея научить людей делать сбережения стала актуальной для Польши еще до Второй мировой войны. В 1925 г. впервые Министерство образования Польши направило в школы документ, в котором разъяснялась важность сберегательного поведения и предписывалось его поощрять. В 1927 г. в школах начали создаваться «школьные сберегательные кассы», а в 1935 г. при государственном банке «Почтово-сберегательный союз» (впоследствии PKO Bank Polski) была создана первая Национальная программа школьных сберегательных касс. В наше время возрождение финансового образования в Польше связано с изменением политики Центробанка – Национального банка Польши. В 2002 г. было принято решение, что повышение экономической и финансовой грамотности населения является одним из приоритетов Центробанка, и в результате появилось множество новых программ финансового образования. Некоторые организации финансового сектора подхватили эту инициативу и начали собственную деятельность в этом направлении. Так что у нас существует довольно много программ, адресованных различным социальным группам, поскольку недостаток знаний и навыков в сфере управления личными финансами характерен для большинства людей.

 

Мы знаем, что в Польше ведущая роль в развитии и координации программ повышения финансовой грамотности принадлежит Национальному банку Польши. Участвует ли в программах Министерство финансов Польши, и если да, то как они сотрудничают в данной сфере?

В прошлом в течение многих лет Министерство финансов Польши не проявляло большой активности в этой области, но в этом десятилетии Министерство начало ряд программ финансового образования. В них делается упор на приоритетные для Минфина темы – налоги и бюджетные расходы. Адресованы эти программы в основном взрослым и молодежи. Большой успех организованного Центробанком телевизионного шоу «Национальная викторина по экономическому образованию» побудило Минфин разработать совместно с Общественным телевидением «Национальную викторину по налогам». Это популярная познавательно-развлекательная телепрограмма в стиле «эдьютейнмент», помогающая лучше понять роль налогов в государстве.

 

Какого уровня развития достигло государственно-частное партнерство в сфере финансового просвещения населения? В чем его специфика в Польше? Кто являются основными его участниками и каковы основные формы ГЧП? Привлекается ли к этому процессу бизнес-сообщество, профессиональные финансисты из коммерческих структур? Как обстоит дело с участием в просвещении граждан финансовых консультантов? Какова доля коммерческих и волонтерских программ в этом процессе?

С момента принятия стратегии Национального банка Польши по экономическому образованию (2002 г.) особую роль в ее эффективной реализации играли партнерства с организациями частного сектора. Ни один государственный институт не способен в одиночку обеспечить адекватный уровень образования при массовом охвате. Чтобы охватить значительную часть населения, необходимо создавать государственно-частные партнерства. Делать это можно на разных уровнях. В 2004 г. Национальный банк Польши, Фонд Кроненберга (корпоративный фонд Ситибанка в Польше) и Польский фонд молодежных достижений (Junior Achievement Foundation Poland) начали долгосрочное сотрудничество в рамках программы «Мои финансы» для старших классов средних школ. Ежегодно на программу выделялось финансирование от государства и частных фондов по принципу «50 на 50». В общей сложности обучение по программе прошли 1 миллион 100 тысяч учеников и было подготовлено 16 700 учителей для внедрения комплексного финансового образования в школах. Еще одним хорошим примером может служить проведение широкой образовательной кампании с помощью различных средств массовой информации: прессы, радио или телевидения (как государственного, так частного). В результате через средства массовой информации распространяются и доходят до потребителей тысячи учебных материалов. Такие партнерства очень нужны, поскольку служат эффективным инструментом просвещения населения. В Польше существует много примеров, когда сотрудничество между государственным и частным сектором дает прекрасные результаты, помогая повысить в обществе уровень знаний в сфере личных финансов. Это эффективный подход.

 

Как измеряются и оцениваются результаты деятельности по повышению финансовой грамотности, формализованы ли KPI в этой области на уровне государства?

У нас проводятся социологические опросы с целью мониторинга уровня экономической и финансовой грамотности. Например, такие опросы проводят Национальный банк Польши и Фонд Кроненберга. Год за годом собираются данные, которые помогают совершенствовать программы и стратегии. Но каких-либо KPI на национальном уровне нет. Оценка в основном проводится на уровне отдельных проектов, так что в большинстве случаев трудно увидеть окончательные результаты и воздействие программы.

 

Есть ли специфика работы по повышению уровня финансовой грамотности населения в Польше, если да, то в чем она состоит?

Я думаю, что серьезных различий в этом плане между странами Центральной и Восточной Европы нет. Существует много мифов, неправильных представлений – например, что малообеспеченные и финансово нестабильные семьи неспособны делать сбережения. Некоторые люди считают, что сбережения лучше всего хранить дома «под матрасом». В любом случае наше общество нуждается в финансовом образовании, я в этом убежден.

 

Какую из стран в мире Вы считаете лидером в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения? Чей опыт для Вас является ориентиром и чьи результаты кажутся Вам показательными и поучительными? В чем успех, на Ваш взгляд, в этих странах?

Есть несколько стран, где финансовому образованию придают большую важность как государство, так и финансовый сектор. Особенно ценным в этом плане я считаю опыт Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Нидерландов – их модели можно использовать в качестве образца. У них имеются разработанные государством Национальные стратегии, широкие коалиции организаций в поддержку этих стратегий и долгосрочное планирование образовательной деятельности.

 

Вы являетесь соучредителем фонда Think! Foundation for Development of the Knowledge Society. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее. Каковы его основные параметры, цели и как осуществляется его деятельность?

Фонд Think! (www.think.org.pl) – некоммерческая организация, созданная для содействия применению современных образовательных подходов в школах и университетах, повышению уровня важных социальных навыков в обществе и улучшению взаимодействия в секторе образования. Одна из главных сфер наших интересов – финансовая и потребительская грамотность, а также содействие развитию молодежного предпринимательства. Вот уже десять лет мы в сотрудничестве с Фондом Кроненберга проводим в Польше акцию «Неделя сбережений». Но у нас есть и другие важные программы: например, поддержка групп учителей-новаторов Superbelfrzy (Супер-учителя) и сотрудничество с ними для улучшения преподавания компетенций в школах, главным образом с помощью ИКТ и интерактивной педагогики.

Мы также работаем над созданием современного образовательного пространства и развиваем идеи и стратегии модернизации образовательных пространств в системе школьного образования. Мы разрабатываем программы для основных целевых групп с целью изменить их образ мыслей и психологические установки и выработать новые компетенции, которые помогут людям и институтам изменяться в соответствии с вызовами 21-го века.

 

В чем состоят наиболее эффективные и прогрессивные технологии сегодня, на Ваш взгляд, или чему нужно уделять наибольшее внимание при построении планов и национальных стратегий по повышению уровня финансовой грамотности населения?

Необходим своего рода публичный консенсус о том, что нам всем нужно образование в сфере экономической и финансовой грамотности. Это должно быть очевидно и крупнейшим игрокам финансового сектора, особенно банкам и инвестиционным фондам. Их бывает нелегко убедить в том, что повышение грамотности населения выгодно и для финансового сектора, поскольку формирует более ответственных потребителей финансовых услуг. Государственные институты должны инициировать общенациональные программы и приглашать к участию в них все большее число различных партнеров. Принятие своего рода меморандума о финансовой грамотности позволит прояснить для всех, каковы цели финансового образования и какие методы могут или не могут применяться для достижения этой цели. Важное правило: никакого маркетинга! В таких странах, как Австралия, Новая Зеландия и Нидерланды, банки и другие финансовые институты уже усвоили этот урок и объединили усилия с государством.

 

Что бы Вы хотели пожелать читателям данного интервью, российским финансистам и экспертам в сфере финансовой грамотности? Большое спасибо за Ваше участие в интервью и интересные ответы на вопросы.

Я пожелал бы российским финансистам и специалистам по финансовой грамотности принимать участие на различных уровнях в программах финансового образования. Бизнес-цели финансового сектора и цель повышения финансовой грамотности российского общества никак не противоречат друг другу. В этой сфере есть место для сотрудничества и экспертных знаний. Чем выше финансовая грамотность потребителя, тем лучшим партнером он или она будут для финансового института. Благодаря усилиям Министерства финансов, в Российской Федерации стартовала одна из крупнейших в мире образовательных программ в области финансовой грамотности. На этом пути вы встретите много вызовов, но их преодоление стоит затраченных усилий.

Большое спасибо!

Беседу провела Наталья Абалихина,
Главный координатор Всероссийского профессионального
праздника «День финансиста»

images/interview/preview/m.polak-preview.jpg
Последнее по этой теме:
27.04.2017 «МСФО дает возможность посмотреть на бизнес в целом, это ценно!» 25.04.2017 «Грамотное и рациональное управление финансами является одной из основ жизни общества на всех его уровнях» 27.03.2017 «Финансовая грамотность – это знания и навыки, которые помогают сделать жизнь спокойнее, интереснее и приятнее, независимо от уровня дохода»

Спонсоры праздника

Для спонсоров и партнеров